Для кого-то может показаться парадоксально, но как раз экстремальщики — те, кто очень сильно ценит свою жизнь. На Полярный Урал при минус 40 идти вполне безопасно, если ты подготовлен психологически и технически. Если даже в городской парк выйти в трусиках в минус, то будет некомфортно — ножки простудишь, сопельки потекут, и закончится все воспалением легких. Когда ты собираешься зимой в дикие места на снегоходе, не надо надевать трусики, нужно адекватно одеваться, подготовить технику и быть собранным. Я недавно в Киргизии маршрут осматривал на мотоцикле — 1300 километров за шесть дней. Носился по горам, гонял, но почему-то бабахнулся в последний день. Этлт камешек я ведь мог поймать и в самый первый выезд, но психика людей так устроена, что мы чем ближе к дому, тем больше расслабляемся. Нельзя расслабляться.
Если что-то зубодробительное, полуспортивное — это тема. После такого возвращаешься: руки трясутся, но хорошо. Или поднимаешься в горы, а там перспективы такие, что непонятно, как их описать словами. И опять хорошо. Чем более сложное путешествие, тем более качественная разрядка получается. После таких вылазок мозги возвращаются только через пару дней после тела, потому что событие неординарное — нужно время переварить. Это было пару лет назад: поехали мы в ноябре на перевал Дятлова. Ребята собрались из Москвы. Главный решил показать своей 15-летней дочке уральские виды. У нас как раз к этому времени новый вездеход сделался, поэтому на перевал Дятлова поехали вездеходами. В ноябре на севере уже начинает подмерзать, снежок выпадать — скользковато. Чтобы попасть на перевал, надо проехать по автомобильной узкой дороге с уже замерзшей глубокой колеей. Наша техника шире, и колеса вездехода не всюду входят в эту колею — рулевые тяги начало гнуть, машина становилась косолапой. Не поехалось так, как мы планировали. Пришлось несколько раз легко ремонтироваться и двигаться дальше и выше. Когда подъезжаешь снизу, погода хорошая, а в горах — уже свистит. И засвистело так, что здоровущую машину в 10 метрах уже было не видно. Настоящая метель. Решили заночевать, не доехав до перевала Дятлова. Ночевали, конечно, прямо в вездеходах — они оборудованы под это. Спали в тепле и комфорте, но неожиданно в четыре утра наш вездеход заглох. Вышли, открыли капот и заметили, что в одном важном узле (ТНВД) электрическая катушка задымила и сильно накалилась — всё, машина не работает. В такую погоду через час в машине будет, слабо говоря, некомфортно. Начали спускать вниз с горы, но так как тормоза не работают, то машину разогнало, и она колесом ударилась в камень, да так, что разрушился передний мост. После такой поломки наш вездеход превратился еще и в обездвиженный кусок металлолома. Надо было как-то эвакуировать людей и технику. У нас всегда есть спутниковая связь и наготове команда быстрого реагирования. Позвонили ребятам и сказали гнать к нам. У нас же женщины и дети. Из Екатеринбурга две машины быстро снарядились и через 12 часов уже были на месте. В одну из машин загрузили гостей и отправили домой, а мы уже начали плюхаться с нашим вездеходом прямо там, в горах.