Андрей Иванов: «Могу бежать два дня»


Первый раз об Андрее Иванове я писала 7 лет назад. Тогда еще гремела приключенческая гонка CamelTrophy, куда четверо уральцев, в том числе и наш герой, ездили в Сочи на национальный отбор. Тогда еще мы мало знали о том, что такое мультиспорт, мультигонки. Казалось невероятным, что люди могут трое суток не спать и при этом проходить маршрут: плыть, бежать, ориентироваться на местности да еще понимать задания на английском языке. Оказалось, все это вполне можно осилить. Правда, нужна подготовка. Так на Урале появились мультиспортсмены, один из них создал «Уральскую студию приключений UB2». Поводом для встречи стала экспедиция на плато Устюрт (юг Казахстана на границе с Туркменией). 6600 км, из них 1200 км по бездорожью.
- У нас было три мотоцикла и два джипа. Всего шесть участников.

- А мотоциклисты кто?

- Денис Плотников, Игорь Пацевич и я. Один автомобиль был оставлен в городе, а на другом под руководством Холманских Константина было организовано сопровождение мотоциклетной группы- везли груз: горючее, кемпинговое снаряжение, воду. 1200 километров - внедорожная часть, не заходя в населенные пункты, и все на себе тащить мы просто не могли. А всего мы проехали около 6600 километров.

Сам регион достаточно интересный.

- Местность какая: пустыня? Полупустыня? Степи?

- 50 на 50, наверное. Рельеф ровный, давным-давно это было дно океана. А потом произошли тектонические изменения, что-то провалилось и получилось что-то вроде каньонов. При этом съезды вниз, подъемы наверх, достаточно крутоватые. И, можно сказать, опасные, если неудачно съехать, то можно хорошо завязнуть, а если в дождь попадешь, то совсем плохо. Мы как раз вляпались в дожди. И получилось так, что наша первая часть маршрута, которая должна была быть более скоростной, растянулась еще на сутки дополнительно. Из-за дорог и погоды. Колесо у прицепа оторвали...

Казахская дорога представляет интересную совокупность глины, мыла и чего то похожего на пепел. Попадается и каменистая часть, немногос травой, но все достаточно быстро меняется. И если ты попал в дождь на глиняную часть, то пройти ее достаточно сложно. И часто передвижение между городами у них по дорогам, которые бульдозер нагреб в бруствер. Но это когда сухо, а когда дожди? И мы даже на своем подготовленном джипе 2 раза пользовались лебедкой.

- А зацепляли за что в степи?!

- За «КАМазы», которые там уже застряли :)

Погода непредсказуемая. Заранее планировать очень сложно. В прошлом году мы попадали в дожди, но не такие продолжительные.

Когда была возможность, то двигались мы достаточно динамично, походу рассматривая чинки (хребтовые сбросы высоты) и меловые горы И только в этом году мы нашли загадочные шары около трех метров в диметре в хаотичном порядке разбросанные по степи. Как утверждают палеонтологи это остатки колоний кораллов, когда то росших на дне океана. Встречали гуляющих верблюдов, которых аксакалы отпускают гулять по степи.



- Вы какие-то цели перед собой ставили амбициозные или просто поехали в отпуск?



По большому счету, нам нужно было утолить зов джунглей, который ежегодно заставляет покидать офис. Мы планировали пройти часть прошлогоднего маршрута, но еще дополнительно с «посещением» и новых мест, в том числе и добраться до залива Кара-Богыз-Гол, который находится в Туркмении. Было интересно увидеть уникальные залежи поваренной и еще какой то другой соли толщиной более одного метра и которую добывают еще только в одном месте в мире. Ну и железно нужно было выехать на Каспийское море .

В тех местах очень много вещей, которые надо смотреть, например заливы из которых вода ушла и остается очень ровный песок. И непонятно, сколько можно проехать – либо через два метра ты провалишься, либо, как в Неваде, можно ехать на безумной скорости. Здесь же и миражи, и брошенные нефтедобывающие вышки, пограничники.



- А зыбучие пески?



- Здесь мы их не видели. Настоящей пустыни не было. Были отдельные песчаные дюны на которых мы порезвились, побуксовали и все на этом. Для попадения на пески нужно было взять еще южнее, в Туркмению спуститься или заехать на восточный берег Аральского моря.

Иногда мы отрывались от сопровождения и ехали автономно на мотоциклах. А в степи найти кого-то – очень сложно. Связь там должна быть очень хорошая. У нас рации хватало на 500 метров. Однажды было так: мотоциклы уехали вперед, а машина сопровождения курс поменяла и уехала дальше, а у них карта подробная, ноутбук и продвижение по маршруту они прослеживают качественно. Мы остановились, не дождались их, разворачиваемся, начинаем искать…. и не можем найти.. Неприятные ощущения, прямо скажем.

Один раз у нас мотоциклист в сторону уехал, и мы его час искали. Это сложно сделать в холмистой степной местности, когда движение может быть со скоростью до 90 км. в час. Скрылись из прямой видимости и разошлись разными курсами. Естественно без навигаторов там нечего делать..

- Без происшествий обошлось?

- Никто не умер, не покалечился. JВ прошлом году у нас одна машина сломалась, мы ее очень быстро починили. А в этом году мотоцикл начал чихать, но это не так страшно оказалось да и оторванное колесо прицепа обратно «приклеили» и все происшествия на этом закончились если не считать, что мы не умышленно нарушили Туркменскую границу и вынуждены были некоторое время потратить на общение с соответствующими структурами ))))

- Вы часто участвуете в мультигонках. Какая была наиболее экстремальной?

- Они все достаточно интересные и в каждой есть своя изюминка. Вот недавно, в декабре, ездил в Таиланд, на международную гонку. Соревнования проходили собственно между Таиландом и Малайзией в нейтральных водах. Это была не в чистом виде мультиспортивная гонка, скорее водномоторная приключенческая и нужно было ориентироваться среди островов на моторной лодке, выполнять специальные задания, проходить заданную трассу, бегать в одиночку и с командой , нырять, плавать, пролезать по пещерам и искать всевозможные КП.В команде было 4 человека. Лодку предоставляли организаторы.

В итоге мы стали десятыми из 21 команды. С первого раза достаточно сложно быть лучше. Да еще какая-то цепь страшного невезения. За час до общего старта иностранные братья пробили нечаянно нам лодку. Пришлось в нештатном режиме ее ремонтировать, задерживая тем самым общий старт. Хорошо, что у вертолета, который должен был снимать видеокартинку горючего хватило на время этого ремонта, а так бы наверное упал ))). В этот же день, третий скоростной участок. Едем нормально, третьими-четвертыми, подтягиваемся к лидерам и вдруг на винт намотался полиэтиленовый пакет.Пришлось остановиться. Это невезение. Но, как говорится, везет сильному.

А в последний день у нас один участник разбил нижнюю челюсть, наприкусывал язык и вообще было подозрение, что у него свернуто основание черепа. Пришлось сойти с маршрута и не просто, а со спасательной операцией и вертолетами. Человека можно было только в лежачем положении везти и не по волнистому морю, но все обошлось.

Дополнительная сложность, как ни странно, была еще и в том, что все шло на французском языке. И поэтому порою сложно было вычленить из общего шума радиоэфира, куда идем, где GPS-точка, когда стартуем, куда гнать?

- В команде всегда подготовка участников разная, и бывает, что один «якорь» сводит шансы на победу к нулю. А свои личные достижения вы замеряли?

- Пробежать могу порядка 100 километров, наверное, точно. Была ситуация, когда мы бежали двое суток без остановки. Самое большее, что у нас было на подготовке к гонке Eqo-Challenge(Новая Зеландия)– трое суток не спали, шли по маршруту. Тогда еще не знали, как правильно, думали, если ты не спишь, то будет лучше. А ты тупить начинаешь, и все начинает тяжелее даваться. А лучше часа два поспать и потом с новыми силами бежать дальше.

- А как вы вообще стали мультиспорсменом-путешественником? Когда случился момент перехода?

- А это совпало с разводом. Энергия высвобождается и требует уже какого-то иного выхода. JКогда была семья, дети, то вопрос не стоял о том, куда девать время, деньги и весь этот позитив. А потом возник вакуум. И понеслось.. Первая моя экспедиция – это на моторных лодках по маршруту р.Селенга (граница с Монголией)- озеро Байкал- река Ангара- река Енисей и далее до Ледовитого океана с целью попасть в Екатеринбург. Но по разным причинам закончили эту эпопею около города Диксон. Экипаж двух лодок был четыре человека, но сначала я хотел пройти этот маршрут один.

- Ну, это добром не заканчивается..

- Почему? Очень много «маньяков», которые совершают подобные путешествия в одиночку.

- До поры до времени. А потом наступает момент «ч» - а помочь-то и некому.

- Момент «ч» может и в городе наступить. Конечно, с точки зрения выживания, группа гораздо более эффективна, чем человек-одиночка. Но тут вторая сложность: на серьезные длительные проекты трудно найти единомышленников. Чтобы была психологическая совместимость, чтобы у людей было время, деньги и схожие с твоею цели. Создание крепкой команды - это камень преткновения в любых соревнованиях, экспедициях. Да и в жизни вообще.

Вот на соревнованиях в Патагонии (Южная Америка) в 2005 году была хорошая слаженная команда и единственный раз российская команда стала первой, но и то вне зачета.Так как во время одного из этапов, где нужно было плыть по морю и вдруг заштормило, одна из двух лодок у нас перевернулась. И не сразу это получилось заметить. На протяжении 5 часов все команды вылавливали по берегам. В итоге дисквалификация, но с разрешением двигаться далее по маршруту. И в итоге на сутки раньше победителей пришли, которые официально заняли первое место. Нас вместе с ним также наградили, но просто так…



- А там кто участвовал?



- Там достаточно много стран было. А в команде со мной были Конторина Александра из Москвы, Миша Першин, бывший екатеринбуржец. Артем Ростовцев (Москва)



Дистанция была порядка четырехсот километров. Очень жесткий рельеф с очень трудным прохождением. Жесткий берег проливов и замерзшие лужи верховых болот. Мы шли семь дней. Редко ночевали в специально оборудованных местах, в основном посреди Патагонских пампасов в легенькой палатке и промокшем еще более легком спальном мешке.

Удивило достаточно большое количество судейских недоработок, но в такой гонке ко всему нештатному относишься как к вполне нормальному противодействию природы и вообще внешней среды. Дополнительно радовало, что аутсайдеров обвозили вокруг зоны шторма и вставляли опять в гонку без штрафных санкций.



- Что самое главное в такого рода гонках?



- Монолит команды должен хорошо чувствоваться. И очень часто после гонок начинают ломаться взаимоотношения внутри команды. Команда разбегается, потом начинает заново собираться, но уже в другом составе.



Хорошо, конечно, надеяться, только на себя, но личных гонок не так много в мире. Вот в прошлом году мы проводили личную гонку, этап «Кубка приключений» совместно с московскими друзьями. Она наиболее длинная была, около 180 километров.У нас в России еще не так много участников высокого уровня, чтобы между ними разгоралась действительно нешуточная борьба. Конечно же, и призовой фонд должен быть очень внушительным, чтобы приехали иностранные участники, и конкуренция возросла.



Позитива я сейчас больше получаю не от гонок, а от чего-то длительного, эмоционального вроде экспедиций. Получается, спортивность, да, хорошо, но я исповедую принцип: чтобы в кайф оно было. Там достаточно много «хвостиков» прилагается как в подготовительном цикле так во время и после гонки. Хотелось бы еще, чтобы сформировалась команда, которая начала бы рвать всех по очереди. Надеюсь, она появится и чем черт не шутит с нашим участием ))) На данный момент тренируемся потихоньку внутри своего коллектива, привлекаем новых «заболевших» и себе заодно не даем расслабляться.



Ксения Балина

© Russian Adventure Club. Все права защищены.
Политика конфиденциальности